![]() |
СТРАНА ЛЕПЛЯНДИЯ |
Уважаемые родители! Все дети, без исключения, любят лепить и это доказанный факт. Ведь это так увлекательно: взять кусочек пластилина или теста, пусть даже небольшого размера и превратить его … во что угодно, вот это стул, а рядом стол, а через несколько минут это уже дерево или машинка. И все это доступно даже самым маленьким детям. Но как показывает практика, свобода «пластичных» или «пластилиновых» экспериментов есть дома далеко не у каждого ребенка. Как педагог, как мама, и как просто человек, которому до сих пор доставляет огромное удовольствие просто сам процесс лепки, я попытаюсь в своей статьей заинтересовать вас этим увлекательным занятием. |
|
Лепка – что это? Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Значение лепки для развития ребенка Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: v Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; v Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; v Синхронизируют работу обеих рук; v Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; v Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Выбор материалов Из чего лепить вы спросите? Материалов для лепки очень много. И мой вам ответ - из всего: из глины, из теста, из снега, из пластилина и т.д. Выбирайте тот материал, который будет удобен именно вам и вашему ребенку. А попробовать я советую все. И вот их краткая характеристика. Глина
С глиной можно работать с ранних лет ребенка. Оптимальный возраст, с которого можно начинать занятия с глиной – 2 года. Именно в этом возрасте ваш малыш особенно восприимчив ко всему новому и готов усваивать все, что вы ему покажете. С одной стороны, глина менее податлива, чем пластилин, и за ее состоянием нужно следить. Кроме этого, она быстро высыхает и может испачкать руки. В то же время глина – абсолютно природный материал, имеющий, помимо всего прочего, свою историю. Вы можете рассказать своему малышу, где «живет» глина, какие игрушки из нее делают и как она становится твердой. В более старшем возрасте глина приобретает особенную ценность: с ее помощью ребенок может лепить целые города и рассказывать сказки. А еще детские поделки сближают ребенка и окружающий мир. К слову сказать, глина – очень дешевый материал, и ее можно заготавливать в неограниченном количестве.
Тесто Тесто для лепки по своим свойствам довольно сильно отличается от знакомого нам всем с детства пластилина. Оно намного мягче и податливей, благодаря чему из него можно не только лепить, но и играть с ним различными способами. Тесто практически не липнет к рукам и не пачкает их (небольшие остатки моментально смываются водой). Однако любые поделки из теста без специальной термической обработки недолговечны (со временем рассыхаются и рассыпаются), а фабричное тесто вообще не допускает такой обработки. Какое тесто лучше? Тесто для лепки можно как сделать самим, так и приобрести уже готовое в магазине. Каждая мама сама решает, что для нее удобнее – купить или сделать. И у того, и у другого варианта есть свои преимущества и недостатки. Причем, достоинства одного являются недостатками другого. Домашнее тесто – готовится полностью из натуральных ингредиентов (рецепт будет ниже), оно более пластично, не имеет посторонних запахов, в разы дешевле фабричного. При желании готовую работу из него можно запечь и сохранить на довольно продолжительный срок. Фабричное тесто (покупное, созданное специально для детских игр) – всегда под рукой (ни минуты не тратится на его подготовку для игр), дольше и удобнее хранится, имеет широкую палитру цветов и оттенков, в комплекте с ним можно купить различные приспособления для игр (формочки, скалки, давилки и проч). Кстати, в процессе занятий с тестом оба варианта (домашний и фабричный) вполне можно сочетать и смешивать между собой, т.к. по консистенции они одинаковы! Рецепт домашнего теста (пропорции взяты из книги Одиноковой Г.Ю. "Лети, тесто"): 1 стакан муки; 0,5 стакана мелкой соли (берите соль Экстра); 0,5 стакана воды с 0,25 пакетика пищевого красителя (краситель – необязательный ингредиент); 1 столовая ложка растительного масла.
Пластилин Требования к детскому пластилину: 1. Пластилин должен хорошо размягчаться, чтобы ребенок своими еще слабыми пальчиками смог с ним работать. 2. Пластилин должен быть высоко пластичен. В работе ребенок не должен прикладывать слишком большие усилия, например, когда захочет вылепить собачке хвостик. 3. Во время лепки отдельные кусочки пластилина должны крепко соединяться друг с другом. Пластилин высокого качества в процессе творчества не расслаивается. 4. Хороший пластилин при лепке не прилипает к рукам, не окрашивает их и не оставляет на них следов на мебели или на одежде. 5. Для развития воображения и правильного зрительного восприятия пластилин должен быть ярких, насыщенных цветов. Хорошо, если этот пластилин можно легко смешивать и получать новые оттенки. 6. На упаковке должно быть указано, что пластилин не токсичен и не нанесет ребенку никакого вреда при контакте с кожей рук. Лучше выбирать пластилин без запаха. И так, выбор пластилина зависит от возраста ребенка и целей, для которых он покупается.
Виды пластилина 1) Классический пластилин в брусочках тот, которым лепили мы в детстве. Некоторые разновидности такого пластилина немного жестковаты и требуют предварительного разминания, но есть и мягкие изначально. Некоторые марки такого пластилина пачкают руки и плохо отмываются.
2) Шариковый пластилин Есть две разновидности пластилина: когда шарики цветные, а клеящий гель между ними бесцветной, и когда шарики белые, а клеящее вещество цветное. Во втором случае шарики можно смешивать и получать новые цвета. Также шариковый пластилин может быть застывающим на воздухе и не высыхающим. Не высыхающий — многоразовый, а из засыхающего получаются отличные фигурки-игрушки, с которыми ребенок может поиграть. Такой пластилин есть мелкозернистый и крупнозернистый, разница только в размере шариков. С шариковым пластилином можно работать по-разному: как с обычным пластилином — лепить элементы поделок одним цветом, можно перемешать шарики. Шариковый пластилин можно использовать и для изготовления аппликаций – для этого нужно распределить разноцветные шарики по поверхности. Некоторые виды шарикового пластилина светятся в темноте. По ощущениям пластилин очень приятный, хорошо прилипает сам к себе и к массе для лепки. Хорошо держится на бумаге. 3) Пластилин на растительной основе подходит для самых маленьких скульпторов. Даже если кроха во время лепки потянет кусочек в рот, ничего плохого не случится. Да и желание повторить эксперимент у него вряд ли возникнет. Ведь этот материал хоть и съедобный, но очень невкусный. Изготовлен он, как правило, из муки или крахмала. Еще одно достоинство такого пластилина — он намного мягче обычного, поэтому ребенку будет очень удобно работать неокрепшими пальчиками.
4) Плавающий пластилин
Песок Малыши обожают проводить время в песочнице, создавая из песка замки, города и автострады, лепить пирожки и кулебяки. Но такое развлечение доступно только в теплое время года, в ясные дни. В настоящее время, к радости наших детей, и некоторых взрослых существует песок который предназначен для игр дома. Это синтетический или живой песок и песок кинетический . Живой песок производится в Южной Корее. Он очень мелкой фракции белого цвета, т.к. основным его компонентом является дробленый ракушечник. Песок не сохнет, практически полностью растворяется в воде, не восстанавливает свои свойства в результате намокания, поэтому следует хорошо вытирать мокрые руки перед игрой и стараться избегать попадания влаги в песок. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка. Он никогда не засыхает, не боится контакта с водой, после высыхания восстанавливает все свои первоначальные свойства. С чего начать? Знакомство Пусть ребенок самостоятельно познакомится с материалом и его свойствами. Дайте ему пластилин или глину. Ничего не показывайте и не навязываете, пусть все делает сам, движимый естественным любопытством. Можно обогатить опыт ребенка, если расширить границы этого открытия. Дайте ребенку возможность действовать с различными материалами. Он убедится, что некоторые из них – тесто, снег, влажный песок – обладают похожими свойствами, как глина или пластилин. Их можно легко изменить по своему желанию, придав любую форму.
Экспериментирование Ребенок осваивает пластичные материалы и делает новые «открытия». Теперь он исследует не только свойства, но и сферу своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек пластилина или глины, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь еще. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадет, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке. На нем можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. Переход к изображению Дальнейшие шаги в освоении лепки могут быть маленькими и большими, и даже «вприпрыжку». Ребенок их делает самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. Общее для всех детей принципиально важное достижение – появление в лепке образа. Образное начало – специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и лепки. Существуют две основные пластичные формы, которые в последствии можно превращать во что угодно. Цилиндр или «колбаска» Шар И, на последок, несколько советов. 1. Запаситесь терпением. 2. Договоритесь с ребенком о правилах (лепить только за столом и пользоваться специальной доской, после работы мыть руки с мылом и т.д.). 3. Не ждите, что у вашего чада сразу получится «Венера Миллоская». 4. Сумейте увидеть в, казалось бы, бесформенном комочке маленький «шедеврик». 5. Хвалите ребенка даже за маленький успех.
Удачи вам! Творческих успехов! |
|
Материал подготовила Аблызалова М.В. |