Немного истории… |
|
Музей детского сада № 222 ведет свою историю с мая 2000 года. Тогда коллектив дошкольного образовательного учреждения готовился принять большую американскую делегацию в рамках международной конференции «…». Перед педагогами была поставлена задача: представить работу по реализации инновационной, генеалогической программы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Семь Я». Как это сделать? Как не только рассказать, но и наглядно представить то, с чем воспитанники детского сада знакомятся, беседуя со своими родными, как строятся занятия по изучению с детьми истории своей семьи? Именно тогда возникла идея создания музейной экспозиции для гостей из-за рубежа. Было выделено помещение, где на стендах, обтянутых тканью, размещались самые интересные материалы: странички семейных альбомов, старательно оформленные детской рукой, старые семейные фотографии с сопроводительным письмами, семейные генеалогические древа, семейные гербы. Презентация удалась и получила высокую оценку иностранных гостей, а используемая форма очень понравилась педагогам, было принято решение использовать ее и в дальнейшем уже для работы с детьми и родителями. Так возник музей, в котором стали собираться, изучаться и храниться семейные истории воспитанников детского сада, неслучайно и название музей получил «Музей семейных историй». |
|
Уникальный музей раскрыл широкие возможности для: |
|
|
|
Музейная форма работы в рамках программы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Семь Я» вот уже на протяжении почти двух десятилетий остается актуальной, является интерактивной и способствует благоприятному вхождению ребенка в мир социальных отношений. За время своего существования музей пережил несколько этапов: |
|
2000-2001 учебный год – музей существует в форме передвижных мобильных экспозиций, размещаемых в период праздников и каникул. Идейными вдохновителями создания музея в этот период выступили старший воспитатель детского сада Дозорова Мария Анатольевна и воспитатель Кошлева Наталья Викторовна. Фотографии первых страниц семейного альбома, представленные на выставках этого периода, бережно хранятся в музее, как первый опыт реализации программы «Семь Я». |
|
2002-2012 годы – музею выделено специальное помещение, где размещаются все основные экспозиции, проводятся экскурсии и занятия, мастер-классы с детьми. Начинает выпускаться информационный газета детского сада «Музейный вестник». Этот же период авторская программа социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Семь Я» дважды издается (в издательстве «РЕМДЕР» в г.Ярославль в 2005 году и «АРКТИ» в г.Москва в 2007 году). | |
В программе описывается работа музея и даются методические рекомендации по организации его работы. С 2004 года к работе в музее подключается воспитатель Каленова Елена Викторовна. Хорошим подспорьем в работе музея становится авторская разработка педагогов детского сада (Дозорова М.А., Кошлева Н.В.) – «Оригинальный путеводитель по городу Ярославлю для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Я, моя семья, мой город» (издание Продюсерский центр «ПрофильМедиа», г.Ярославль, 2008 г.). |
|
2013 г. - по настоящий момент – в связи с открытием новых групп в ДОУ музей вновь перешел на мобильное размещение экспозиций. Нехватка помещений для постоянных выставок, обусловленная большим количеством детей, вносит определенные трудности, но не стала решающим фактором в организации музея. Педагоги по-прежнему практикуют проверенные временем формы, апробируют новые, современные, информационные формы. Так, за последние два года в фондах музея появились виртуальные экскурсии, разработанные и созданные родителями для детей. В этот период неоднократно работа музея представлялась на семинарах и мастер-классах в рамках городских конференций. |
|
Музей семейных историй обладает рядом характеристик, отличающих его от других музеев дошкольных учреждений: |
|
1. Он является связующим звеном между детьми, родителями и педагогами, предполагающим совместную исследовательскую, познавательную, коммуникативную деятельность взрослых и воспитанников детского сада по изучению истории своего рода, своей семьи в контексте истории города, страны. 2. Экспонатами музея являются документы, фотографии домашних архивов, предметы с семейной историей, творческие работы дошкольников и их родных. Экспонаты выставок обновляются каждый год и вновь возвращаются в семью, где начинают служит отправной точкой для создания семейного музея, где занимают почетное место. За время существования музея накоплен большой методический материал, который используется педагогами при организации образовательного процесса. 3. В обычном музее ребенок чаще пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но его мама, папа, бабушки и дедушки. Каждая выставка в музее – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. |
|
Первой в музее стала выставка «Знакомая и незнакомая пуговица». В ее создании приняли участие 59 семей. Выставка вызвала большой интерес у детей, родителей, гостей детского сада. Репортаж о ней был показан по городскому телеканалу в передаче «Неделька», опубликована статья «О чем рассказала пуговица?» в газете «Дошкольное образование» издательства «Первое сентября». В разные годы на базе музея проведены выставки:
|
|
Почти 20 лет музей детского сада вносит неоценимый вклад в сплочение семьи, развитие детей и передачу им семейных ценностей. Важность подобной работы постоянно отмечают и сами родители. Вот их слова, взятые из книги отзывов о работе музея в разные годы: «Хочется сказать слова огромной благодарности за саму идею создания «Музея семейных историй». Ваша экспозиция удивляет, радует и одновременно берет за душу: так бережно и с огромной любовью оформлены тематические странички». «Приятно осознавать и детям, и взрослым, общую причастность к «живому делу», которое имеет начало и не имеет конца, а только продолжение и получит дальнейшее развитие с каждым выпуском». «Выставки музея очень интересны и взрослым, и детям. Трогает до слез рассказ юных экскурсоводов. Нельзя скрыть заинтересованность детей и их родителей к работе над страничками семейного альбома» «Работа в музее семейных историй помогла детям, да и нам, родителям, заглянуть в прошлое, заинтересовать детей, чтобы эта работа продолжалась и в будущем». |